Главная фото / Альбом "Война" / Т-64
История создания
Предыстория
В начале 1950-х годов конструкторам и военным стало очевидно, что компоновка корпуса, броневая защита, вооружение, трансмиссия и ходовая часть советского среднего танка Т-54 не обеспечивают оптимального сочетания огневой мощи, защищённости и подвижности, которым должен отвечать перспективный средний танк, способный эффективно противостоять средним и тяжёлым танкам НАТО.
Компоновка корпуса танка, унаследованная от Т-44, хотя и обеспечивала преимущества советского танка перед зарубежными аналогами, не давала возможности дальнейшего повышения защищённости, особенно от новых 90 и 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. Нестабилизированная 100-мм танковая пушка Д-10Т не обеспечивала достаточной точности и скорострельности при ведении огня с ходу. Кроме того, возникала необходимость введения в боекомплект пушки новых бронебойно-подкалиберных и, особенно, кумулятивных снарядов. Трансмиссия и ходовая часть танка Т-54 вели своё развитие от танков БТ, прототипом которых послужил танк Кристи М.1931 (по некоторым источникам — М.1940). Введение планетарных механизмов поворота вместо бортовых фрикционов, торсионной подвески вместо пружинной и новой гусеничной ленты с цевочным зацеплением существенно повысило подвижность танков Т-54 по сравнению с их предшественниками, но не обеспечивало дальнейшего повышения подвижности танка в случае установки более мощного вооружения или увеличения броневой защиты. Хотя все возможности модернизации танков Т-54 ещё не были использованы, о чём свидетельствуют многочисленные модификации танков Т-54, а также танки Т-55 и Т-62, созданные на базе танка Т-54 (эти танки до сих пор состоят на вооружении во многих странах мира), возникла необходимость проведения опытно-конструкторских работ по созданию перспективного среднего танка второго послевоенного поколения.
Первым этапом этих работ была разработка и принятие на вооружение новой, более мощной 100-мм нарезной танковой пушки Д-54Т, дульная энергия которой на 30% превышала Д-10Т. Новая пушка была установлена на опытном танке Т-54М (объект 139). Однако отсутствие системы стабилизации, в отличие от Д-10ТГ танка Т-54А (объект 137Г), помешало принятию танка на вооружение. Модернизированный вариант пушки, получившей обозначение Д-54ТС, оснащённой двухплоскостным стабилизатором «Метель», в последствии устанавливался на всех опытных перспективных танках вплоть до объекта 167.
Следующим этапом работы над принципиально новым средним танком стала разработка объекта 140 в ОКБ-520[3] завода № 183. Танк имел бронекорпус новой улучшенной формы, двигатель В-36 и механическую планетарную трансмиссию с фрикционными элементами, работающими в масле, и систему гидросервоуправления. Однако разногласия между инженерами ОКБ, дирекцией завода № 183 и представителями заказчика относительно основных принципиальных вопросов по конструкции перспективного танка привели к переходу части конструкторов во главе с А. А. Морозовым в КБ-60М при харьковском заводе № 75. В дальнейшем работы по 140-му объекту возглавил Л. Н. Карцев.
В 1957 году был создан опытный образец, прошедший сравнительные испытания с харьковским 430-м объектом на НИИ БТ Полигоне в Кубинке. Испытания выявили ряд серьёзных недостатков в конструкции двигателя и трансмиссии. На вооружение танк не принимался. В дальнейшем элементы ходовой части были использованы на опытном объекте 167.
Объект 430. Опытный средний танкРазработка перспективного танка на заводе № 75 началась в 1951 году, когда КБ-60М возглавил вернувшийся из Нижнего Тагила А. А. Морозов. По его указанию был организован отдел нового проектирования, который возглавил заместитель главного конструктора Я. И. Баран. К 1953 году был разработан предэскизный проект перспективного среднего танка, вооружённого 100-мм танковой пушкой Д-54ТС и превосходящего по основным параметрам серийный танк Т-54. Новый танк (объект 430) проектировался как принципиально новая машина, имеющая усиленную броневую защиту, новый многотопливный турбопоршневой двигатель 4ТПД с горизонтальным расположением цилиндров и эжекционной системой охлаждения, механическую планетарную трансмиссию с фрикционными элементами работающими в масле и системой гидросервоуправления. Впервые на среднем танке был установлен оптический прицел-дальномер ТПД-МС.
Одновременно в инициативном порядке был разработан усиленный вариант танка (объект 430У), имеющий 160-мм лобовую броню и вооружённого 122-мм танковой пушкой Д-25ТС. Во время проектирования объекта 430У прорабатывалась возможность оснащения танка радиолокационным дальномером, сопряжённым с оптическим прицелом Т-2С. Эскизные проекты новых танков были готовы в 1953 году.
См. также: Морозов Александр Александрович
Создание двигателя
Двигатель Юнкерс Jumo 205aПринципиально новый танковый дизель 4ТПД был специально сконструирован в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д. Чаромского.
Идея использовать на перспективном танке «оппозитный горизонтальный двигатель» возникла у Морозова задолго до начала работ над 430 объектом, а официально работы над таким двигателем были начаты в 1946 году.
Двигатель Юнкерс Jumo 205aОсновным требованием главного конструктора было создание компактного с относительно небольшими размерами моторного отделения. Поэтому практически сразу пришлось отказаться от традиционного V-образного танкового двигателя типа В-2. Среди нескольких вариантов выбрали двигатель Чаромского. Прототипом служил трофейный авиационный двигатель «Юнкерс» Ю 105[4], снятый с подбитого бомбардировщика. Собственно говоря, двигателя в полном смысле этого слова у Чаромского не было. Им был создан одноцилиндровый испытательный стенд У-305 на базе проекта двигателя М-305. На этом стенде проводились эксперименты и отрабатывалась схема двухтактного дизельного двигателя со встречным движением поршней и поршневым газораспределением. В ходе испытаний Чаромскому удавалось кратковременно развивать мощность до 1000 л.с.
В 1953 году А. Д. Чаромский был откомандирован из Москвы в Харьков в распоряжение директора завода № 75 К. Д. Петухова. Сюда же была доставлена трофейная техническая документация и несколько юнкерсовских двигателей. А. Д. Чаромский возглавил дизельное КБ завода № 75, где и был разработан четырёхцилиндровый дизель 4ТПД.
Так как мощности двигателя 4ТПД 480 л.с. явно не хватало, то решили добавить пятый цилиндр, мощность нового 5ТД составила 600 л.с.
Самостоятельного производства двигателей в то время на заводе № 75 не было и всё приходилось налаживать с нуля, используя площади цехов, которые для производства двигателей и не предназначались. Из-за множества конструктивных сложностей с газораспределением в новом дизеле и производственных проблем первое время двигатели имели крайне низкую надёжность. Так, напр., когда надёжность двигателя была доведена до 100 моточасов, это считалось большим успехом (у современного 5ТДФ — 500 моточасов).
В 1957 году А. Д. Чаромский переехал в Москву к семье и работу над двигателем возглавил Л. Л. Галинец. Несмотря на детские болезни нового двигателя, А. А. Морозов не видел альтернативы — двигатель 5ТД прекрасно компоновался с силовой передачей нового танка.
См. также: Чаромский Алексей Дмитриевич
Опытные образцы
В 1953–1955 годах проекты нового среднего танка дважды рассматривались в ЦК КПСС и Совете Министров СССР и были одобрены, о чём свидетельствует Постановление СМ СССР от 6 мая 1955 года № 880—524 и Приказ Министра транспортного машиностроения от 13 мая 1955 года № 0096. Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления Министерства обороны СССР (НТК ГБТУ МО) выдал тактико-технические требования (ТТТ) 8 июня 1955 года.
В КБ-60М было выдано задание на разработку технического проекта нового среднего танка. Сварной корпус танка изготавливался из катанных броневых листов. Носовая часть корпуса представляла собой многослойную броневую преграду с рациональным углом наклона передних и скуловых листов. Башня танка сферической формы с узкой амбразурой для установки пушки имела дифференцированную трёхслойную броневую защиту. Пушка Д-54ТС, спаренная с 7,62-мм пулемётом СГМТ, стабилизировалась в двух плоскостях стабилизатором танкового вооружения «Метель» и имела механизм выброса стреляных гильз. На танке был установлен оптический прицел-дальномер ТПД-43 с базой 1200 мм и независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Боекомплект пушки — 50 унитарных артиллерийских выстрелов, спаренного пулемёта — 3000 патронов. Для борьбы с низколетящими целями противника на танке планировалось установить зенитную пулемётную установку, оснащённую 14,5-мм пулемётом КПВТ.
В отличие от первоначального проекта на танке был установлен более мощный пятицилиндровый двигатель 5ТД. Объект 430 имел новую ходовую часть с опорными катками малого диаметра и внутренней амортизацией, гусеничную ленту с последовательным открытым металлическим шарниром. Система подрессоривания танка — индивидуальная, торсионная с телескопическими гидравлическими амортизаторами на первом и шестом узлах подвески.
В 1957 году были построены три опытных образца объекта 430, которые прошли заводские испытания и участвовали в сравнительных испытаниях со 140-м объектом в НИИ БТ Полигоне в Кубинке. В отличие от проекта, на втором и третьем опытных танках отсутствовала зенитно-пулемётная установка.
Испытания 430-го прошли в целом успешно, хотя и выявили ряд серьёзных дефектов в конструкции двигателя и обслуживающих его систем, бортовых коробок передач и системе гидросервоуправления. В заключении комиссии по испытаниям было отмечено, что конструкция танка была совершенно новой, и ТТТ НТК ГБТУ были полностью выполнены. Однако огневую мощь танка по сравнению с Т-54 значительно повысить не удалось. Да и главный конструктор КБ-60М А. А. Морозов считал, что вводить 430-й в серийное производство нецелесообразно, так как, имея незначительное преимущество по ТТХ и совершенно новую конструкцию по всем системам, новый танк создаст в армии большие неудобства по эксплуатации, ремонту, обучению личного состава и снабжению запасными частями.
Наиболее важным фактором, ускорившим создание нового танка, стала информация ГРУ об использовании на английском танке «Центурион» модификации Мк IX и Мк X, серийное производство которых ожидалось в 1958—1960 годах, новой 105-мм пушки L7. В боекомплекте пушки имелись бронебойно-подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном с начальной скоростью 1475 м/с. В перспективе новая пушка должна была быть установлена и на ранее выпущенные танки модификаций Мк V и Мк VIII. К 1960 году ожидался запуск в серию нового американского среднего танка М60 со 105-мм пушкой М68, изготовляемой по английской лицензии в США.
В 1957 году Франция совместно с ФРГ начала разработку «европейского» среднего танка по ТТТ для единого танка вооружённых сил Североатлантического блока. Первоначально предполагалось, что совместно будет разработан единый танк для армий Франции и ФРГ. При этом предполагалось, что во Франции и в ФРГ на конкурсной основе будут разработаны танки с западногерманским двигателем, вооружённые французской 105-мм пушкой DEFA.
В связи с этим ГБТУ потребовало немедленно повысить огневую мощь отечественных средних танков за счёт установки на них новой гладкоствольной 115-мм пушки У-5ТС (2А20) и усилить их броневую защиту.
Начиная с 1957 года в КБ завода № 183 велись работы над новым танком (объект 165), созданным на базе узлов и агрегатов танка Т-55, вооружённого 100-мм танковой пушкой Д-54ТС с механизмом выброса стреляных гильз и усиленным до 240 мм бронированием башни. На одном из опытных образцов этого танка и была установлена 115-мм танковая пушка У-5ТС (2А20). Новая пушка была разработана под руководством Ф. Ф. Петрова на базе 100-мм танковой пушки Д-54ТС и отличалась от неё отсутствием дульного тормоза, новой гладкоствольной трубой, калибр которой был увеличен до 115 мм, ресивером, смещённым ближе к середине ствола. Остальные элементы пушки были полностью заимствованы у Т-54.
Введение гладкоствольной трубы было обусловлено целым рядом факторов, среди которых было увеличение давления в канале ствола в 1,5–2 раза по сравнению с Д-25ТС и устранение отрицательного влияния вращения снаряда на формирование кумулятивной струи. В боекомплект пушки входили унитарные выстрелы с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными оперёнными снарядами.
Средний танк со 115-мм гладкоствольной пушкой получил индекс «объект 166». В 1959—1960 годах проводились заводские и войсковые испытания новых танков. В 1962 году оба танка были приняты на вооружение Советской армии под маркой Т-62 (объект 166) и Т-62А (объект 165) и выпускались серийно. Однако из-за прекращения выпуска 100-мм пушек Д-54ТС была выпущена лишь небольшая партия Т-62А, после чего завод № 183 полностью перешёл на выпуск танка Т-62.
В ходе испытания объекта 166 было выявлено, что, несмотря на увеличенный объём башни, из-за возросшей массы выстрела от заряжающего требуются большие физические усилия для обеспечения скорострельности 4–5 выстрелов в минуту. Основным достоинством танка Т-62 стала его почти полная унификация с серийно выпускающимися танками Т-54 и Т-55, что облегчало снабжение запасными частями, упрощало обучение экипажей, а, следовательно, и освоение нового танка в войсках.
В этот период КБ № 60М, не имея на то специального задания, начало инициативную работу по резкому увеличению ТТХ среднего танка объект 430. В первую очередь на один из опытных образцов 430-го была установлена новая 115-мм гладкоствольная пушка У-5ТС. Этому танку был присвоен индекс «объект 435».
Макет на базе танка ОТ-54 для испытания новой ходовой частиОпытный танк заинтересовал военных. В результате во исполнение Постановления ЦК КПСС и СМ СССР № 141-58 от 17 февраля 1961 года НТК ГБТУ МО СССР выдал ТТТ на разработку нового танка, утверждённые Начальником Танковых войск генерал-полковником П. П. Полубояровым. Согласно ТТТ, цель и задачи проектирования состояли в повышении огневой мощи среднего танка за счёт установки гладкоствольной танковой пушки Д-68 калибра 115-мм с механизированным заряжанием, улучшении противоатомной и противокумулятивной защиты танка, при сохранении маневренных качеств «объекта 430». Боевая масса нового танка должна составлять 34 т, экипаж — три человека.
Работа по созданию нового среднего танка велась по пути дальнейшего совершенствования объекта 430, как обладающего наиболее плотной компоновкой моторно-трансмиссионного отделения и имеющего достаточно отработанные и практически проверенные в работе основные узлы: двигатель, трансмиссию, ходовую часть и другие узлы и агрегаты. Технический проект танка объект 432 был завершён в сжатые сроки в 1961 году.
Первый опытный образец объекта 432 был изготовлен в сентябре 1962 года, второй — 10 октября того же года. А уже 22 октября 1962 года на НИИ БТ Полигоне в Кубинке был проведён показ новой техники сухопутных войск для руководителей Партии и Правительства СССР.
Новый танк Харьковского КБ, выгодно отличавшийся от Т-62 и других танков, произвёл благоприятное впечатление на Первого Секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва. Он одобрил новую машину, против которой были настроены многие военные, особенно Начальник Танковых войск генерал-полковник П. П. Полубояров. В результате указания Н. С. Хрущёва работы по танку продолжились.
Начало производства и принятие на вооружение
Первые серийные объекты 432 сошли с конвейера завода имени В. А. Малышева в октябре 1963 года, на сентябрь 1964 года с конвейера сошло 54 танка, а к 1 декабря 1965 года их количество составило 218 машин, после чего выпуск танков постоянно увеличивался.
Первые танки стали поступать в опытную эксплуатацию на вооружение 41-й гвардейской танковой дивизии, дислоцированной в Чугуеве, неподалёку от завода в Харькове, выпускавшего эти машины. Это позволяло оказать квалифицированную заводскую помощь в эксплуатации новых машин. Войсковые испытания объект 432 прошёл успешно.
Объект 432 был принят на вооружение Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1966 года под маркой «средний танк Т-64». Приказ Министра Обороны СССР о принятии танка на вооружение вышел 2 января 1967 года. Танк Т-64 (объект 432) выпускался серийно до 1969 года.
Принятие на вооружение нового танка требовало коренных изменений в организационно-штатной структуре танковых частей и соединений, значительного изменения уровня подготовки как постоянного, так и переменного состава танкистов, и многих других вопросов — как технических и военных, так и политических. Всё это стало причиной затягивания решения о принятии объекта 432 на вооружение. Отсрочка решения по данному вопросу, кроме того, объяснялась техническим несовершенством двигателя, трансмиссии, вооружения и системы управления огнём. Тяжело было расстаться со стереотипами мышления и хорошо отлаженной системой боевой подготовки, снабжения и комплектования частей, как личным составом, так и материальной частью. К тому же Т-64, хотя и превосходил практически по всем основным показателям Т-55 и Т-62, был в несколько раз дороже, что тоже играло немаловажную роль. Кроме того, как и все принципиально новые машины, Т-64 имел целый ряд «детских болезней», излечивать которые приходилось уже в ходе серийного производства.
Устройство Т-64
Броневой корпус и башня
Учебно-действующий стенд (УДС) на базе Т-64Танк Т-64 имел сварной корпус с углом наклона лобовых листов в 68° и скошенными скуловыми листами. Лобовой лист представлял собой многослойную броневую преграду (броневая сталь, стеклопластик, броневая сталь), обеспечивающую защиту танка от всех типов бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов и ПТУР, состоявших на вооружении НАТО. Уже в ходе рассмотрения технического проекта объекта 432 отмечалась возможность рикошета в башню танка бронебойных снарядов, попадавших в скулы лобового листа, что и подтвердили результаты обстрела танка. Поэтому, начиная с 1964 года, на лобовом листе танка вводилась характерная защита в виде «бровей» перед смотровыми приборами механика-водителя и на переднем листе крыши корпуса. Начиная с 1967 года, для увеличения броневой стойкости лобового листа и упрощения технологии производства бронекорпусов, танки стали выпускать с прямым лобовым листом и прямой крышей корпуса. На машинах, выпускавшихся до 1967 года, механик-водитель имел три смотровых прибора ТНПО-160, а начиная с 1967 года — один ТНПО-168.
Башня танка литая с резко дифференцированным многослойным бронированием (броневая сталь, алюминиевый сплав, броневая сталь), максимальная толщина составляла 600 мм.
Вооружение
Основное вооружение танка Т-64 составляла 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (2А21), оснащённая гидроэлектромеханическим механизмом заряжания. Ёмкость механизированной укладки, выполненной в виде конвейера со складывающимися L-образными лотками, составляла 30 артиллерийских выстрелов. Остальные 10 выстрелов размещались в баке-стеллаже в немеханизированной укладке и предназначались для быстрого пополнения конвейера. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом в 2000 патронов.
Пушка и спаренный пулемёт были стабилизированы в двух плоскостях благодаря применению электрогидравлического стабилизатора танкового вооружения 2Э18 «Сирень». Для наведения пушки и спаренного с ней пулемёта применялся дневной прицел-дальномер ТПД-43Б и ночной прицел ТПН-1-432. Головка ночного прицела не имела бронировки и в дневное время снималась и укладывалась в башне за сидением наводчика. Выходное окно прицела при этом закрывалось броневой крышкой, которая в боевом положении закреплялась на крыше башни. Осветители Л-2АГ ночного прицела и ОУ-3ГК прибора наблюдения командира танка ТКН-3 устанавливались на задней стенке башни и закрывались чехлами. По-боевому Л-2АГ устанавливался слева от пушки, а ОУ-3ГК на командирской башенке.
Двигатель
Двигатель 5ТДФ, вид со стороны правого бортаНа объекте 432 устанавливался форсированный до 700 л.с. дизель 5ТДФ, оснащённый новой, усовершенствованной по сравнению с объектом 430, эжекционной системой охлаждения.
Двигатель 5ТДФ представляет собой двухтактный турбопоршневый дизель жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием и прямоточной двухпоршневой продувкой. Цилиндры располагались горизонтально, в каждом цилиндре по два поршня. Наряду с поршневой частью имеются два соединённых между собой лопаточных агрегата — нагнетатель и газовая турбина.
Двигатель был чрезвычайно мал и лёгок, но требовал тщательного технического обслуживания и качественных ГСМ. Кроме того, дизель был высокооборотистым и работал в очень теплонагруженном режиме, что требовало при его запуске постоянно пользоваться котлом подогревателя при температуре окружающего воздуха от +10°C и ниже.
Трансмиссия
В трансмиссии были использованы две семиступенчатые планетарные коробки передач, объединённые в один узел[5] с планетарными бортовыми передачами, и системой гидросервоуправления, заменявшие девять узлов трансмиссии танка Т-55 (входной редуктор («гитару»), главный фрикцион, коробку передач, два планетарных механизма поворота, два тормоза и два бортовых редуктора). Трансмиссия танка получилась очень компактной и лёгкой, на 750 кг легче, чем у Т-55, и состояла из 150 механообработанных деталей вместо 500.
Планетарные коробки передач (ПКП) — механические планетарные, обеспечивают семь передач переднего хода и одну заднего. Они предназначены для изменения скорости движения и тяговых усилий на ведущих колёсах, поворота и торможения танка, отключения двигателя от ведущих колёс. ПКП на различных передачах характеризуется следующими передаточными числами: I — 8.173; II — 4.4; III — 3.485; IV — 2.787; V — 2.027; VI — 1.467; VII — 1; ЗХ — 14.35 (не надо путать «ЗХ» с секретной передачей «три икс», это — «задний ход»[6]).
Каждая ПКП состоит из четырёх планетарных рядов и шести фрикционных устройств (четыре тормоза и два фрикциона). Включение каждой передачи обеспечивается включением двух фрикционных устройств. Включение фрикционных устройств производится путём подачи масла под давлением в бустеры фрикционных устройств из механизмов распределения системы гидроуправления и смазки. Фрикционные устройства обладают высокой износостойкостью за счёт применения дисков с трением металл по металлокерамике в масле.
Обеспечение движения в повороте осуществляется за счёт постепенного уменьшения давления в бустерах включённых фрикционных устройств ПКП отстающего борта, при этом радиус поворота кинематически не определён и зависит от внешних условий движения. После полного выключения фрикционных устройств, включаются фрикционные устройства, обеспечивающие на отстающем борту включение передачи на ступень ниже, при этом осуществляется поворот с расчётным (фиксированным) радиусом. Расчётные радиусы для различных передач имеют следующие значения: I — 1,365 м; II — 4,535 м; III — 11,735 м; IV — 12,395 м; V — 8,575 м; VI — 8,525 м; VII — 7,205 м; ЗХ — 1,365 м.
Следует отметить, что расчётный радиус представляет собой расстояние от центра поворота (точка, вокруг которой осуществляется поворот) до продольной линии, пересекающей геометрический центр опорной поверхности танка. Так, для первой передачи, при развороте вокруг заторможенной гусеницы отстающего борта, радиус поворота составляет половину ширины колеи танка (R = B/2) и равен 1,365 м. Кроме того, при движении машины по местности, реальные радиусы поворота, в связи с существующим явлением юза отстающей и буксования забегающей гусениц, отличаются от расчётных и для сухих грунтов обычно в 1,3 — 1,8 раза выше расчётных.
Бортовые передачи (бортовой редуктор) — механические планетарные редукторы, повышающие передаваемый крутящий момент и понижающие частоту вращения, с постоянным передаточным числом, равным 5,454. На шлицах ведомого вала бортового редуктора устанавливается ведущее колесо.
Приводы управления трансмиссией — гидромеханические сервоприводы. Они предназначены для обеспечения управления всеми режимами работы трансмиссии путём включения и выключения фрикционных устройств в ПКП.
Приводы управления состоят из механической и гидравлической части. Исключение составляет привод остановочного тормоза, который является сервоприводом непосредственного действия и гидравлической части не имеет.
В журнале ARMOR за март-апрель 1990 года капитан James M.Warford в статье «Стратегический сюрприз» сделал такие выводы о значении принятия на вооружение Советской Армии танков Т-64:
Сегодня мы можем предположить, какой удар мог бы нанести Т-64 войскам НАТО. Как только танк стал известен на Западе, он вызвал крах программ развития противотанкового вооружения. Так не могло продолжаться более нескольких лет, и Т-64 изменил облик с оснащением реактивной броней в 1984 году[15]. Экипажи танков НАТО имели бы дело с новым образцом секретного оружия, так как Т-64 стал сюрпризом, подобно танку Т-34/76 во второй мировой войне. Танкистам НАТО пришлось бы вести против него бой на худших танках с мрачным результатом. Случай Т-34/76 — это не только создание нового танка для Советской Армии, но и создание принципиально нового танка. Второй раз это произошло с танком Т-64.
Танк Т-64 бросил вызов танкам НАТО 60—70-х годов и мог задавать тон на поле боя. Благодаря появлению Т-64 возрос потенциал Советской Армии. Этот танк влияет на него и сегодня…
Создание сейчас танка FST-2[16] не стало сюрпризом для противников Советской Армии, а представляется созданием более совершенного танка. Мы должны учесть это неприятное обстоятельство заранее, прежде чем противная сторона поднимет свой потенциал. Если мы опять допустим неожиданность, как это сделала Германия в случае с Т-34/76, и как НАТО с Т-64, то советы получат преимущество, что недопустимо…
Как и Т-64, FST-2 может быть танком, который будет применяться в следующей войне.
В механическую часть входят приводы: выключения трансмиссии (привод сцепления), переключения передач, управления поворотом машины, остановочного тормоза. Гидравлическая часть приводов управления состоит из механизмов распределения, установленных сверху на картерах ПКП, и является частью системы гидроуправления и смазки трансмиссии.
В связи с отсутствием у привода остановочного тормоза гидравлической части, следует отметить некоторые его особенности. Для уменьшения необходимого усилия при торможении машины применён сервомеханизм кулачкового типа. Для обеспечения равномерного торможения гусениц на разных бортах в приводе используется балансирное устройство параллелограммного типа, смонтированное в сборе с сервомеханизмом.
Механизмы распределения — золотниковые, работают по принципу «включено/выключено» и «регулятор давления». Механизмы распределения обеспечивают изменение давления масла и направление его потоков к соответствующим бустерам фрикционов ПКП в зависимости от заданных положений приводов переключения передач, поворота и сцепления.
Механизмы распределения, несмотря на их малые габаритные размеры, представляют собой довольно сложные гидромеханические агрегаты, требующие высокой точности при изготовлении их деталей. Именно поэтому при изготовлении золотников переключения передач и поворота используют метод увеличения допуска на их обработку, после чего, в зависимости от реально полученного размера, их сортируют по трём группам типоразмеров. Таким образом, значительно снижаются затраты на производство деталей с высокими требованиями на точность обработки и достигается требуемый технологический допуск на посадку деталей.
Правда, новые БКП стали камнем преткновения при испытании опытных образцов и потребовали длительной отладки и введения сложной регулировки системы гидросервоуправления. Зимой, после длительной стоянки, масло в БКП замерзало, превращая коробки передач в один сплошной вал. В результате этого при попытке запуска двигателя танк прыгал вперёд, что привело к ряду несчастных случаев. Выход был найден лишь путём проведения двойной откачки масла из БКП перед длительной стоянкой и закачки его перед запуском двигателя.
Ходовая часть
Ходовая часть танка Т-64 сохранила концепцию объекта 430, но получила новые опорные катки с внутренней амортизацией, изготавливаемые из алюминиевого сплава, и новую облегчённую гусеничную ленту с параллельным резинометаллическим шарниром. В результате этого масса ходовой части Т-64 составляла лишь 15% от массы танка.
Ходовая часть танка Т-64 состоит из гусеничного движителя и системы подрессоривания.
Гусеничный движитель состоит из двух гусеничных лент по 78—79 траков. По каждому борту гусеничный движитель состоит из ведущего колеса цевочного зацепления с двумя зубчатыми венцами, на каждом из которых по 12 зубьев; цельнометаллического направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничных лент; шести сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией; четырёх поддерживающих роликов с внутренней амортизацией и отбойника.
Траки гусениц с резинометаллическими шарнирами параллельного типа. Траки соединены между собой в средней части гребнями, по краям — скобами, которые в просторечии называют «биноклями», закреплёнными на пальцах. Скобы одновременно являются цевками траков. Звено трака представляет собой стальную штамповку, имеющую с одной стороны грунтозацепы, а с противоположной площадку, которая с площадкой на гребне образует беговую дорожку для опорных катков.
Система подрессоривания — индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами. В систему подрессоривания входят детали, узлы и механизмы, при помощи которых корпус машины соединяется с опорными катками. Система подрессоривания по каждому борту состоит из шести независимых узлов подвески. Узел подвески включает торсионный вал, балансир, ось балансира, гидравлический телескопический амортизатор и ограничительный упор, установленный на корпусе для ограничения хода балансира опорных катков. На машинах, выпускавшихся до 1964 года, гидравлические амортизаторы и упоры устанавливались на 1-м и 6-м узлах подвески. Начиная с 1964 года гидравлические амортизаторы устанавливались на 1-м, 2-м и 6-м узлах подвески, а упоры — на 1-м 5-м и 6-м узлах.
Торсионные валы левых и правых подвесок расположены соосно и соединяют балансиры с корпусом машины. К корпусу машины торсион присоединяется шлицевым соединением средней опоры, которая является общей для торсионов левой и правой подвесок и жёстко вварена в днище машины.
Амортизаторы — гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Они предназначены для смягчения ударов и гашения колебаний корпуса машины при движении. Корпус амортизатора соединён с балансиром нижней сферической опорой, на корпусе машины верхней сферической опорой закреплён шток амортизатора. Передние амортизаторы отличаются от остальных наличием дополнительного канала, соединяющего верхнюю полость цилиндра с компенсационной камерой, и имеют маркировку ПЕРЕДНИЙ. Кроме того, амортизаторы левого и правого бортов отличаются установкой нижней опоры.
Для усиления защиты бортов танка от кумулятивных снарядов и уменьшения запылённости при движении танка с 1967 года стали устанавливаться съёмные алюминиевые (по три на борт) и несъёмные резиновые щитки.
Электрооборудование танка выполнено по однопроводной схеме (кроме дежурного освещения) и предназначено для обеспечения работы систем и механизмов с электрическими приводами, средств связи, контроля режимов работы двигателя, освещения и сигнализации. Электрооборудование составляют: источники и потребители электрической энергии, контрольно-измерительные приборы, коммутационная и вспомогательная аппаратура, электрическая бортовая сеть. Источниками электрической энергии являются четыре стартерные аккумуляторные батареи 12СТ-70М и стартер-генератор СГ-10, работающий в режиме генератора. Номинальное напряжение бортовой сети танка при работающем стартере-генераторе 27 В, а при неработающем — 24 В. Номинальное напряжение цепей стартера-генератора при запуске двигателя 48 В.
Танки комплектовались индивидуальным комплектом ЗИП[7] и ОПВТ[8]. Индивидуальный комплект ЗИП размещался внутри танка и на правой надгусеничной полке в герметичных ящиках. Съёмные узлы ОПВТ крепились к задней стенке башни между осветителями ночного прицела и прибора командира танка, установленными по-походному. Две трубы ОПВТ, уложенные одна в одну, крепились на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Оборудование для подводного вождения позволяло преодолевать любые водные преграды глубиной до 5м без ограничений по ширине.
Средний танк Т-64Р (объект 432Р), 1977 годВ период с 1977-го по 1981 год почти все танки Т-64 (объект 432) прошли капитальный ремонт, в ходе которого они были модернизированы до технического уровня танка Т-64А. После капитального ремонта танки получили обозначение Т-64Р[9] (объект 432Р).
В ходе капитального ремонта на танки Т-64 устанавливали новые средства связи (радиостанции Р-123М и Р-173 вместо Р-123), усовершенствованную эжекционную систему охлаждения и, следовательно, новую крышу МТО[10], систему «Брод»[11], улучшенные системы ПАЗ[12] и ППО[13] с системой управления 3ЭЦ-11-2 и прибором радиационной и химической разведки ГО-27, новую укладку ЗИП и ОПВТ по типу Т-64А.
Опытные образцы на базе танка Т-64
Параллельно с доводкой двигателя 5ТДФ рассматривались различные варианты силовых установок для нового танка. Так, начиная с 1961 года в КБ-60М были развёрнуты работы по проектированию резервного варианта МТО для объекта 432. При этом разрабатывались варианты установки V-образных двигателей как Челябинского, так и Барнаульского заводов.
При обсуждении проектов предпочтение было отдано МТО с челябинским двигателем В-45. Двигатель В-45 является усовершенствованным представителем широко известного семейства дизелей типа В-2. В 1965 году были изготовлены три опытных танка объект 436 на базе объекта 432 с двигателем В-46. В 1966—1967 годах опытные танки прошли всесторонние испытания в районах Омска и Ленинград]]а.
Но не только дизельные двигатели пытались установить на танке Т-64. Параллельно с работами над дизельным танком Т-64 в ВНИИ-100 был создан опытный средний танк Т-64Т с установкой на него вертолётного газотурбинного двигателя ГТД-3ТЛ (изделие 003), мощностью 700 л.с. Танк прошёл испытания в 1963-65 гг., но на вооружение принят не был по причине несовершенства ГТД.
Начиная с 1961-го года, в КБ различных заводов были разработаны проекты ракетных танков на базе танка Т-64. Так в 1961 году в КБ ЛКЗ был разработан проект ракетного танка объект 287, вооруженного ПТУР «Фаланга» и двумя 73-мм орудиями «Копьё», а в 1962 был построен опытный образец, правда, вооружённый ПТУР 301П «Тайфун» и двумя 73-мм орудиями 2А25 «Молния». В 1963 году в том же КБ был разработан и построен опытный образец ракетного танка объект 288 с газотурбинной установкой двух ГТД-350. На опытном образце вооружение не устанавливалось.
В 1962 году в КБ ЧТЗ под руководством Главного конструктора П. П. Исакова был создан эскизный проект башенной установки ПТУР «Лотос», а затем и ПТУР 301П «Тайфун». Пусковые установки размещались в двухместных литых башнях совместно с 73-мм полуавтоматическим орудием. Башенные установки планировалось устанавливать на базе танка Т-64 (объект 772). В этом же КБ в 1962 году на базе узлов и агрегатов танка Т-64 (двигатель, трансмиссия и элементы ходовой части) был разработан ракетный танк объект 775, вооружённый 125-мм пусковой установкой для запуска ПТУР «Рубин» и НУРС «Бур». Экипаж из трёх человек размещался в башне танка. На объекте 775 устанавливалась гидропневматическая система подрессоривания со ступенчатым изменением клиренса. Была выпущена опытная партия объектов 775, прошедшая всесторонние испытания.
В 1963 году на базе объекта 775 был разработан усовершенствованный вариант ракетного танка объект 780. Выпущен опытный образец. Ракетные танки имели ряд серьёзных недостатков: сложность технических средств и низкая надёжность систем наведения ракет. Кроме того, ракетные танки были менее эффективны в ближнем бою, чем линейные средние танки. На вооружение выше упомянутые ракетные танки не принимались.