Но зонтик не является японским изобретением. С незапамятных времен в исторических трактатах Индии встречаются упоминания о предмете, с помощью которого можно закрыться от палящего солнца и спрятаться от дождя. Вероятнее всего он оттуда попал в Китай, а уже из Китая завезен в Японию.
Письменные источники сохранили ведения о том, что император и высшая аристократия выходили из своих дворцов и усадеб под прикрытием зонтиков. Несли они его не сами – их держали шествовавшие за ними слуги. Таким образом, столь обыкновенный ныне предмет был в древности показателем социального положения того, над кем его раскрывали.
Особое значение имеет зонтик в буддизме, который получает широкое распространение в Японии в VI веке. Под покровом зонтов находились монахи, буддийские статуи, а также гробы с покойниками, которых предавали, согласно буддийскому ритуалу, сожжению.
В самом общем виде наличие зонтика символизирует оберег от всякой нечисти, всего того, что достойно подобной защиты.
Изначально зонтик представлял собой «нормальный» головной убор, чаще всего соломенный, к которому была приделана ручка. В древности «шляпа» и «зонтик» обозначались в Японии одним и тем же словом – «каса». Они предназначались для защиты не только от дождя, но и от солнца, и изготавливались из обычной материи, шелка и даже из промасленной бумаги.
По-настоящему широкое распространение зонты получили в Японии в XVII-XIX вв.
Но вплоть до 60-х годов XX в. все-таки господствовал принцип «одна семья - один зонтик». Так что одной из обязанностей добропорядочной японской жены была встреча на железнодорожной станции возвращающегося в дождливую погоду после окончания работы мужа – с зонтиком в руках, с улыбкой – на губах, с добрыми словами заботы - на языке.
Сегодня для японца уйти из дома без зонта, то же самое, что уйти без носового платка. И платок, и зонт должны быть при себе всегда. Именно поэтому зонтик самый распространенный предмет, который оставляют в поездах, магазинах, автобусах. Если потерянный предмет так и остается не востребованным, то его часто выставляют, например, перед выходом со станции, чтобы другой незадачливый ездок взял и спокойно дошел до пункта назначения. Зонты «на прокат» имеются и в гостиницах.
Практически перед каждым японским магазином, гостиницей или рестораном имеется приспособление, предназначенное для того, чтобы клиент мог оставить свой зонтик перед входом. В крупных универмагах, где такое приспособление заняло бы столько же места, что и автомобильная стоянка, вам выдают длинный полиэтиленовый пакет, куда вы вкладываете свой зонтик, чтобы с него не стекало в приличной обстановке.
Если вопрос об изобретении зонта все еще остается открытым, то нынешний складной зонт начал производиться в промышленных масштабах именно в Японии, лишнее доказательство того, что в части экономии пространства мало кто может сравниться с японцами. В 60-70 годах вожделенной мечтой всех советских женщин был японский складной зонт. Однако в самой Японии большей популярностью пользуются зонты – трости. Сильные ветры, часто сопровождающие дожди, ломают хлипкие спицы, выворачивая зонты наружу. Так что складной зонт – это скорее предмет изобретательной гордости и подарок мировому сообществу, чем всеобщей потребительской любви японского народа.
По материалам книги А.Н. Мещерякова "Книга японских символов".